Право на гендер: Проекты нового человека

В четверг 15 июня в 16:00 состоится семинар в рамках серии «Право на гендер», посвященный теме «Проекты нового человека».

Алиса Клоц (ЕУСПб) «Кухарка как символ революции: домашний труд и освобождение советской женщины, 1917-1941».

Несмотря на то что теоретики марксизма считали, что использование труда домашней прислуги было одной из форм капиталистической эксплуатации рабочего класса, на протяжение всего существования советской власти наемный домашний труд оставался законным, регулировался государством и был объектом публичного обсуждения. Ленинская кухарка, которая будет управлять государством, была одним из центральных символов преобразовательной силы нового режима и освобождения угнетенных, прежде всего бедных и женщин. Таким образом, кухарка как символ революции функционировала на двух уровнях — классовом и гендерном. В своем докладе я буду анализировать изменения советской политики в области наемного домашнего труда для того, чтобы проследить эволюцию смыслов, вкладываемых в «освобождение женщины» в первые десятилетия после революции.

Андрей Тюхтяев (ЕУСПб) «Гендер и перформанс: как нью-эйдж паломники становятся настоящими мужчинами и женщинами».

В любом обществе существуют разные модальности социальных отношений, в числе которых важное место занимают всевозможные жанры перформанса. Ритуал, театр, паломничество — это лишь краткий список наиболее ярких проявлений практик перформанса, свойственных для модерных культур. Оторванные от повседневной жизни, эти практики формируют специфическое пространство рефлексии, в котором могут пересматриваться гегемонные идентичности и утверждаться альтернативные модели в том числе и гендерного поведения. В докладе будет рассматриваться случай нью-эйдж паломничества — основанной на традиционалистских и эзотерических идеях практики посещения археологических памятников в Краснодарском крае. В поисках приемлемой для себя модели гендерных ролей паломники создают пространство, в котором вырабатывается альтернативный социальный и политический проект. Местами сильно отличаясь от повседневной жизни самих паломников, этот проект формирует сценарий, лежащий в основании паломнических практик. При этом сам процесс проигрывания образов настоящих мужчин и женщин оказывается более важным, чем их непосредственная реализация в обыденной городской жизни.

Рассказать